
Дискурс — язык и система целенаправленного мышления и взаимодействия людей.
Каждая сложившаяся группа людей, объединенная общей деятельностью, постепенно накапливает свой собственный специфический набор языковых форм и общих смыслов, обеспечивающих целостность и эффективность функционирования группы.
Для последовательного воплощения задуманных проектов даже самостоятельному деятелю необходима система обозначения различных их элементов. Для людей, объединившихся в группы для реализации совместных задумок, совершенно необходимо наработать ясный и прозрачный смысловой код, позволяющий эффективно взаимодействовать и поступательно двигаться к намеченным целям.
Мы предлагаем универсальный язык конструктивного общения с простой и прозрачной структурой. Ключом к результативной творческой деятельности людей является проектный подход, открывающий возможность для достижения деятелями состояния «потока».
Представление
Идея
мысль, предлагаемая к реализации.
Цель
Особенности предполагаемых результатов реализации идеи
Программа
совокупность общественно-значимых проектов, объединённых общими идеями и целями
Возможность
Интересная, приятная и полезная людям личная или совместная целенаправленная деятельность, а также всё необходимое для её осуществления
Проект
Выполнимая последовательность скоординированных действий людей, направленная на достижение четких целей в известных условиях и в определённый срок
Разработка
Событие
Cовместная деятельность людей в конкретном месте в определенное время или всё необходимое для её совершения
Объект
Материальная единица действительности или всё необходимое для её создания
Приобретение
Поставка необходимых для реализации проекта инструментов, материалов и информации
Задача
Описание результативного действия с приложением всей необходимой для его совершения информации.
Суть
Cхема действий, необходимых для достижения целей проекта, с указанием всех ключевых задач, поставок и предполагаемых затрат на их реализацию
Реализация
Инструмент
Предмет, устройство, механизм, машина или алгоритм, используемые для воздействия на объект: его изменения или измерения в целях достижения полезного эффекта
Результат
Успешное заключительное следствие целенаправленных действий
Материал
Вещество, смесь веществ или детали, из которых изготавливается что-либо или которые способствуют каким-либо действиям
Штука
Материальный предмет
Роли
Автор
Первоначальный сочинитель идей, целей и/или сути затеи
Деятель
Человек, ответственно реализующий конкретный проект
Лицо
Человек, подтвердивший свою личность
Ведущий
Человек, представляющий и ответственно реализующий программу
Личность
Любой человек или то, кем он представился
Хост
Полномочный представитель пространства, где проводится собрание или совместный творческий процесс
Обучение
Курс
Последовательная серия классов, направленная на передачу преподавателем определённых умений заинтересованным ученикам
Навык
Способность реализовывать отдельные задачи или производить конкретные изделия при наличии всего необходимого для этого оборудования и материалов
Умение
Интеллектуально контролируемая деятельность, включающую координацию различных навыков и осознанных действий позволяющими надежно получать качественные результаты даже в меняющихся условиях
Класс
Всё необходимое для получения конкретных навыков, а также способ их передачи
Философия, лингвистика, семантика
«Неоднозначность трактовки дискурса в философии XX в. выражается в том, что под ним понимается развиваемая в монологе языково-речевая конструкция, напр. речь или текст. Вместе с тем нередко под дискурсом понимается последовательность совершаемых в языке коммуникативных актов. Такой последовательностью может быть диалог, разговор, письменные тексты, содержащие взаимные ссылки и посвященные общей тематике и т. д. Дискурс связывают с такой активностью в языке, которая соответствует специфической языковой сфере и обладает специфической лексикой. Кроме того, продуцирование дискурса осуществляется по определенным правилам (синтаксиса) и с определенной семантикой. Дискурс тем самым создается в определенном смысловом поле и призван передавать определенные смыслы, нацелен на коммуникативные действия со своей грамматикой. Решающим критерием дискурса оказывается особая языковая среда, в которой создаются языковые конструкции. В соответствии с этим пониманием дискурс — это «язык в языке», то есть определенная лексика, семантика, прагматика и синтаксис, являющий себя в актуальных коммуникативных актах, речи и текстах.»
«Таким образом, какими бы ни были различия в определении дискурса, мнения ученых-лингвистов сходятся в одном: дискурс — это иерархизированное речевое общение, сопровождающее процесс социально значимого взаимодействия людей, рассматриваемое с позиций их принадлежности к той или иной социальной группе или применительно к той или иной типичной речеповеденческой ситуации. Следовательно, дискурс — это одновременно и процесс языковой деятельности, и её результат.
В третьей трактовке дискурс рассматривается как сложное коммуникативное явление, отражающее динамический процесс использования языка в качестве инструмента общения, с помощью которого субъекты речевого взаимодействия в определенной ситуации имплицитно или эксплицитно выражают свои коммуникативные намерения (Н. В. Елухина, О. В. Коротеева, Е. С. Кубрякова, А. К. Михальская). В рамках данного подхода центр тяжести переносится с чисто лингвистического анализа дискурса на социальные факторы общения: «Дискурс начинает пониматься как сложное коммуникативное явление, не только включающее акт создания определенного текста, но и отражающее зависимость создаваемого речевого произведения от значительного количества экстралингвистических обстоятельств — знаний о мире, мнений и конкретных целей говорящего как создателя текста». Такая трактовка дискурса созвучна научным взглядам Н. В. Елухиной, которая рассматривает дискурс как «образец реализации определенных коммуникативных намерений в контексте конкретной коммуникативной ситуации и по отношению к определенному партнеру, представителю иной культуры, выраженной уместными в данной ситуации языковыми и неязыковыми средствами. При этом адекватность речевого поведения коммуникантов оценивается успехом речевого взаимодействия, т.е. достижением коммуникативной цели, а также соответствием правилам речевого и неречевого поведения в данном культурном сообществе». Из этого следует, что необходимыми условиями дискурса являются коммуникативный контекст и условия общения. »