ОТ

Конкуренции

Конкуренция — форма антибиоза, при которой два вида организмов являются биологическими врагами по своей сути (как правило, из-за общей кормовой базы или ограниченных возможностей для размножения).

Например, между хищниками одного вида и одной популяции или разных видов, питающихся одной пищей и обитающих на одной территории. В этом случае вред, причиняемый одному организму приносит пользу другому, и наоборот.

Типы отношений между организмами.

 

Конкуренция – одна из основных форм организации взаимодействия межличностного, характерная достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства с добивающимися тех же целей и интересов другими индивидами или группами. Обычно отличается сильной персональной вовлеченностью, активизацией субъекта действия, частичной деперсонализацией представлений о «противнике». Все же конкуренция генетически связана с кооперацией, ибо конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил и регулирующих санкций, без коих оно вырождается в открытую войну.

Словарь практического психолога.


 

Социальные стереотипы поведения и мышления нашего современника во многом определяются коктейлем из двух взаимосвязанных теорий: дарвиновской теории эволюции и либеральной экономической теории, имеющих очень много взаимозависимых и взаимоподдерживающих тезисов. Одним из таких тезисов является несомненная польза и ценность соперничества, конкуренции для стабильного существования и развития отдельного индивида, зверя, стаи, вида, страны, общества, науки, техники и так далее. Исследование процессов отбора наиболее живучих организмов путем их прямой борьбы или косвенного отрицательного влияния друг на друга, без такого же глубокого анализа иных способов приспособления к меняющимся условиям внешней среды, таких как, например, симбиоз, комменсализм, миграции и развитие иерархии внутри стай и стад, уже говорит о том, что конкуренция и соревнование выводятся на первый план если не сознательно, то просто по привычке. А привычка такого подхода, возвеличивания конкуренции и соревнования между людьми, семьями, фирмами и государствами, проистекает из установок современной экономической теории, почитающей такой вид взаимоотношений наиболее продуктивным.

Однако несмотря на наличие в теории большого количества плюсов построения именно такой общественной модели, на практике ее достижение оказывается крайне непростой задачей. Случаи удачного развития и установления по-настоящему функционирующей конкурентной модели рынков и сообществ крайне редки и это равновесие оказывается очень непрочным: любая конкуренция требует к себе большого внимания со стороны контролирующих органов государства, т.к. при многих обстоятельствах любая такая система стремится к установлению монополий и олигополий, когда все преимущества конкурентной системы уничтожаются, а монополизированные отрасли уже практически невозможно вернуть к первоначальным условиям. На сегодня такую ситуацию выродившейся в олигополии конкурентных сфер масса: от индустрии прохладительных напитков до производства мобильных устройств, от нефтедобычи до поисковых машин и видеосервисов в интернете.

Конечно, для многих сегодня соревнование с другими людьми за одни и те же ценности и по сей день является чуть ли не основным стимулом в жизни и именно конкуренция помогает многим упорнее трудиться во имя победы в борьбе. А в условиях тотального устремления всех стран, фирм, семей и индивидов к достижению одной единственной цели — максимизации прибыли, именно регулированные правила конкуренции не только спасают от перехода к открытой войне и противостоянию отдельных наиболее сильных игроков нерыночными методами, но и на фоне возможных ужасных последствий бесконтрольной войны за прибыли, создают иллюзию, что конкуренция — самое настоящее благо.

Однако бесконечное соревнование между странами, фирмами, семьями и отдельными людьми приводит к невероятному увеличению суммарных сил и средств, потраченных на достижение заявленных целей, т.к. огромная их часть будет направлена если не на подавление конкурента, то на выделение своего товара среди подобных и  защиту собственных успехов от конкурентов. Так в современной экономике фирмы, участвующие в конкурентной борьбе, вынуждены тратить огромные средства на рекламу, маркетинг, защиту информации, юридическое сопровождение, hr, и многие другие задачи, не относящиеся напрямую к деятельности самой организации. Таким образом, современные продукты могут содержать в своей цене более половины расходов, связанных не с производством данного продукта, а именно с конкурентной борьбой за сбыт данного товара.

Концентрация на конкуренции между отдельными личностями в сфере личного благосостояния, выбора сексуального партнера, профессионального роста и положения в обществе, задают совершенно определенный тип взаимоотношений внутри общества. Частичная деперсонализация соперника и прекращение критического анализа самой цели, за которую производится борьба, зачастую становятся просто опасны для самого общества, которое может с неутолимой жаждой броситься достигать недостижимого, переходя при этом к все более и более опасным видам противостояния между отдельными членами такого общества. Так, помешательство на финансовом «успехе» сегодня приводит людей не только к тщетным попыткам отхватить кусок уже давно поделенного пирога, но и, зачастую, заставляет их искать пути достижения целей уже за рамками существующего законодательства. При этом повальное стремление к «успеху» зачастую сопровождается полным отсутствием критического анализа подобных целей и оказывается просто результатом удачной рекламы и навязывания специфического образа «успешной жизни».

Другие исследования
Меню
AIRPRESS LOADED