ОТ

Потребление

Потребление – использование продуктов труда для удовлетворения потребностей людей, в процессе которого эти продукты перестают быть потребительными стоимостями (благами).

Российская социологическая энциклопедия


 

Подлинное топливо современной экономики — человеческие желания. Причем желания не любые, а направленные исключительно на обладание и потребление в том или ином виде. От простого поглощения продуктов питания до коллекционирования, выпивания по несколько литров спиртосодержащих напитков за вечер, сложных юридических процедур оформления земельного участка, от желания надеть новую модную одежду до ставшего уже банальным желания жить в собственной квартире и ездить на своей собственной машине. В нынешней экономической и социологической теории значение потребления для человека явно преувеличено. Поглощение товаров и услуг принято считать чуть ли не самой сутью человеческого существа, его основным ориентиром в жизни, основанием для гармоничной личности. Многие в эту теорию если и не вписываются сходу, то так или иначе подстраиваются под эти концепции. Однако, отказ от рассмотрения других возможных желаний и потребностей человека, связанных, например, с созидательной деятельностью, а также с потребностью в живом и полном общении, в самореализации и т.д., в качестве равнозначных или, возможно, даже преобладающих в некоторых условиях, приводит общество в серьезное замешательство.

Различные экономические и политические течения, даже противостоящие друг другу, хоть и по-разному, но пытаются решить один основной вопрос: как удовлетворить потребности людей? При этом задаваясь этим вопросом, почти сразу или чуть помешкав, мыслитель зачастую не удерживается от соблазна слегка переформулировать вопрос, который тут же становится куда проще для решения: как удовлетворить потребность человека в потреблении? И действительно, этот вопрос может показаться насущным, в особенности если смотреть глазами сытого и зажиточного человека на бедных и небогатых людей, считая их жизнь куда плачевнее своей. Помочь всем стать такими же сытыми и богатыми — проявление совести и даже, в какой-то степени, высокой морали. При этом, однако, потребление формулируется в качестве главной цели человека в ущерб всем остальным его потребностям. Так, например, подразумевается, что высоко специализированный профессионал, занимаясь в течение рабочей недели высокопродуктивной и общественно полезной деятельностью, все свободное время может посвятить спокойному и размеренному потреблению плодов деятельности таких же профессионалов в других сферах. Но не учитывается тот факт, что в условиях современной экономики огромная часть населения вынуждена заниматься низко-квалифицированным и малоэффективным трудом, в процессе которого практически невозможно достичь удовлетворения не менее важных потребностей, как, например, потребность в самореализации, в уважении окружающих, в живом и полном общении с современниками. И тут становится совершенно очевидно, что в этих условиях человек без необходимого для того образования и уровня культуры просто неспособен понять причины своей неудовлетворенности и ищет ответа в самой структуре общества, в том, что предлагает оно ему в качестве спасения.

Потребление. Покупки, которые по задумке, должны подчеркнуть последние штрихи в портрете высокоразвитого и успешного человека,  становятся буквально единственной надеждой нашего современника на удовлетворение хотя бы базовых потребностей. А в отсутствие удовлетворения потребностей духовных, потребление любого вида приносит облегчение и удовольствие лишь на короткий миг момента сытости, момента обретения вожделенного предмета. Последующий резкий спад этого довольно сильного в своем пике ощущения, оставляет за собой еще более интенсивную неудовлетворенность.

Создающийся в результате замкнутый круг неудовлетворенности и становится маховиком для двигателя экономики, в котором потребители вынуждены раз за разом утолять жажду впечатлений поеданием гамбургеров, потребность в уважении окружающих покупкой дорогих часов, желание быть нужным обладанием редкой и нужной другим вещью, стремление к гармонии с природой походом в магазин экологически чистых продуктов, а потребность в общении с людьми покупкой нового телефона. Важно отметить, что и нематериальные по своей сути эмоции, чувства и впечатления также обязаны приобрести конкретную пригодную к порционной продаже и потреблению форму, будь то книга, билет на концерт, диск с фильмом или туристическая поездка.

Именно невозможность выйти из этого замкнутого круга по причине недостаточной воли и образования привела к тому, что многие поколения потребителей вынуждены были признавать его естественным и все более настойчиво «стремиться к счастью», разгоняя и разгоняя его движение. По этой причине человечество сегодня столкнулось с целым рядом кажущихся неразрешимыми проблем загрязнения окружающей среды и истощения ресурсов планеты. При этом твердая вера в центральное место потребления товаров и услуг в становлении гармоничного и счастливого человека становится буквально стеной между человеком и множеством возможных путей разрешения сложившейся ситуации.

Меню